
Российский «теневой» танкерный флот, несмотря на прогнозы о его дальнейшем росте, сталкивается с беспрецедентным давлением. Если предложенный Европейской комиссией новый пакет санкций будет одобрен, правила игры на мировом рынке энергоносителей кардинально изменятся. Европа намерена отказаться от механизма «ценового потолка» и ввести полный запрет на морские услуги, связанные с экспортом российской нефти.
Запрет на морские услуги означает, что суда, связанные с европейскими компаниями, больше не смогут перевозить российскую нефть. По данным аналитической компании Windward, еще в январе этого года танкеры, принадлежащие компаниям из ЕС, обеспечивали 35% поставок российской нефти. Кроме того, ни одна европейская компания не сможет предоставлять страховое покрытие для судов, занимающихся такими перевозками. Если к этим мерам, как ожидается, присоединится Великобритания, то практически вся система страхования International Group P&I станет для таких судов недоступной.
Аналитики скандинавского банка SEB отмечают, что планы Европы усилят зависимость России от «теневого» флота и потребуют еще большего количества судов для обслуживания ее экспорта. Это, в свою очередь, может поддержать стоимость старых танкеров на рынке и фактически сократить количество судов, работающих в легальном поле. По расчетам брокерской компании Braemar, для поддержания экспорта на уровне января 2026 года России потребуется перевести из легального в «теневой» флот дополнительно 17 танкеров класса Suezmax и 22 – класса Aframax/LR2.
«В случае реализации предложение ЕС, согласованное с США, окажет значительное дополнительное давление на Кремль. Россияне станут почти полностью зависимы от “темного флота”», – предполагают эксперты брокерской компании Poten & Partners. Двойной удар по российскому экспорту наносит и торговое соглашение, заключенное между США и Индией. Нью–Дели сокращает закупки российской нефти в пользу американских и, возможно, венесуэльских поставок.
Этот сдвиг создает новые возможности для основного коммерческого флота. «Индия будет закупать больше нефти у поставщиков, не подпадающих под санкции, что создаст больше рабочих мест для основного флота», – прогнозируют в Poten. Переключение с российских баррелей на нефть с Ближнего Востока или из Атлантического бассейна увеличит спрос на супертанкеры VLCC и Suezmax, а закупки в США и Венесуэле повысят спрос на тонно–мили из–за увеличения дальности перевозок.
Уже сейчас наблюдаются последствия снижения спроса. Около 16,7 миллиона баррелей российской нефти находятся в плавучих хранилищах, поскольку индийские и китайские государственные нефтеперерабатывающие заводы сократили импорт. С начала декабря объем нефти в таких хранилищах вырос почти в пять раз. Кроме того, ЕС предлагает расширить санкции, включив в них порты в Грузии и Индонезии, которые работают с российской нефтью, – это первый случай, когда блок нацелился на порты третьих стран. В этом месяце под санкции ЕС попали еще 43 танкера.
Ожидается, что запрет вступит в силу 24 февраля, если все страны–члены ЕС единогласно одобрят его введение. Однако это не гарантировано, поскольку такие страны, как Греция и Кипр, могут выступить против. Их позиция часто становится препятствием для общеевропейских решений, в том числе и в вопросах декарбонизации судоходства, обсуждаемых в Международной морской организации.