Нефть Венесуэлы: новая сделка с США перекроит рынок танкерных перевозок

Нефтяной танкер класса Афрамакс у причала промышленного порта в Мексиканском заливе на закате, видны портовые краны и трубопроводы.

Арест и задержание бывшего лидера Венесуэлы Николаса Мадуро спровоцировали новый виток нестабильности на танкерных рынках. Президент Дональд Трамп заявил, что США получат контроль над объемом до 50 миллионов баррелей подсанкционной венесуэльской нефти – этот шаг способен полностью перекроить потоки в Атлантическом бассейне.

Поздно вечером во вторник Трамп сообщил, что временные власти Венесуэлы согласились передать Соединенным Штатам от 30 до 50 миллионов баррелей «высококачественной подсанкционной нефти», а доходы от сделки будут находиться под непосредственным контролем Белого дома. Министру энергетики Крису Райту поручено действовать немедленно. Ожидается, что сырье будет перегружено через плавучие хранилища и доставлено в порты США.

Это заявление привлекло повышенное внимание к логистике морских перевозок на фоне того, как Chevron наращивает свое присутствие в венесуэльских водах. Небольшой флот танкеров, зафрахтованных американским гигантом, уже направляется в страну. По предварительным данным Bloomberg, в этом месяце по меньшей мере 11 судов должны зайти в порты Хосе и Бахо-Гранде. Chevron, действуя по лицензии Казначейства США, в настоящее время является единственной западной компанией, которой разрешено добывать и экспортировать венесуэльскую нефть. На ее долю приходится около четверти национальной добычи, которая поставляется на нефтеперерабатывающие заводы на побережье Мексиканского залива и восточном побережье США.

Одновременно усилился геополитический риск, связанный с перевозками подсанкционных грузов. Сообщается, что Россия направила военные корабли для сопровождения нефтяного танкера в Северной Атлантике, который отслеживается американскими силами. Судно, в настоящее время пустое, но ранее замеченное в транспортировке венесуэльской нефти, предположительно шло между Шотландией и Исландией после смены названия и флага. Это произошло после неудачной попытки высадки на борт береговой охраны США в Карибском море в прошлом месяце. Американские официальные лица не скрывают своего намерения задерживать подсанкционные суда, что повышает угрозу морского противостояния с участием интересов США и России.

На этом фоне брокеры уже просчитывают последствия для танкерного рынка. По данным Braemar, полное перенаправление венесуэльского экспорта – в среднем около 800 000 баррелей в сутки в 2025 году – на НПЗ в Мексиканском заливе США коренным образом изменит региональные тонно-мили. Тяжелая сернистая венесуэльская нефть высоко ценится американскими переработчиками, стремящимися оптимизировать производство. «Тонно-мили для судов класса „Афрамакс“ на маршруте Венесуэла – Мексиканский залив США могут увеличиться в четыре раза по сравнению со средними показателями прошлого года». По оценкам Braemar, это потребует примерно 26 дополнительных рейсов танкеров «Афрамакс» в месяц вдобавок к девяти рейсам из Венесуэлы, уже связанным с Chevron. Без учета перегрузок в море около 43 рейсов танкеров «Афрамакс» ежемесячно будут завершаться в портах Мексиканского залива.

Увеличение импорта из Венесуэлы, скорее всего, вытеснит нефть, поставляемую по трубопроводам из Канады. Эти объемы, в свою очередь, будут загружаться на суда в Мексиканском заливе для более дальних рейсов в Индию, Китай и Европу, что обеспечит дополнительный спрос на танкеры класса «Афрамакс» и, возможно, «Суэцмакс».

Цепная реакция наиболее остро проявится в Азии. До недавнего времени основная часть дисконтной подсанкционной венесуэльской нефти, предназначенной для Китая – около 330 000 баррелей в сутки во второй половине 2025 года – поглощалась независимыми НПЗ-«самоварами» в Шаньдуне, а еще 191 000 баррелей в сутки шла государственным НПЗ. Braemar отмечает, что «самовары» не столкнутся с острой необходимостью немедленно заменять венесуэльские поставки, учитывая наличие примерно 70 миллионов баррелей иранской, российской и венесуэльской нефти из «теневого флота», находящейся в плавучих хранилищах, причем значительная часть – уже в Восточной Азии.

Однако со временем китайским государственным НПЗ потребуется заменить около 200 000 баррелей венесуэльской нефти в сутки. Braemar предполагает, что эту нишу может заполнить легальный импорт из Ирака, например, сорт Basrah Heavy, что создаст спрос примерно на три дополнительных рейса супертанкеров VLCC в месяц. В качестве альтернативы может быть задействована канадская нефть с западного побережья США, что потенциально добавит до 10 рейсов танкеров «Афрамакс» в Китай ежемесячно.

Между тем, высвободившийся тоннаж «теневого флота» вряд ли будет простаивать. Из 76 «теневых» супертанкеров VLCC, перевозивших венесуэльскую нефть в 2025 году, 44 остаются вне санкций и могут переключиться на иранские маршруты. Это потенциально позволит Тегерану увеличить экспорт после резкого падения декабрьских объемов из-за нехватки доступного тоннажа.

Норвежско-японский альянс: Shoei Kisen инвестирует в Eitzen Avanti

Новый альянс в Голландии: Seatrade стала акционером JR Shipping